ИНСТРУКЦИЯ № 2
о соблюдении
требований техники безопасности при организации трудовой деятельности детей в
детском саду
I. Требования к условиям организации труда дошкольников.
1. В группах и на участках детского сада должны быть созданы условия,
обеспечивающие охрану жизни и здоровья ребёнка,
• все шкафы и полки должны быть надёжно закреплены. Оборудование, пособия,
предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учётом их полной
безопасности и устойчивости, исключающей возможности падения;
• инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей,
необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня
груди ребёнка;
• аквариумы, клетки с животными и комнатные растения уголка природы
размещаются с таким расчётом, что ребёнок мог осуществлять уход за ними стоя на
полу; пари проливе растений ребёнок должен держать лейку ниже уровня своей
груди, чтобы вода не стекала в рукава и не попадала на одежду.
2. Любая деятельность детей, и особенно труд, связанный с использование
инструментов, может осуществлять лишь под непосредственным контролем и
наблюдением взрослого. Строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к
содержанию животных. Категорически запрещается в группах детей раннего и
младшего возраста содержать кактусы и другие колючие растения, а также хищных
птиц и растений.
3. Помещения, в которых организуется трудовая деятельность детей, должны быть
чистыми, светлыми, хорошо проветренными. Освещённость рабочего места,
занимаемого каждым ребёнком, особенно при организации ручного труда, должна
соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2, 5кг (для ребёнка старшего
дошкольного возраста).
5. При выполнении поручений, связанных с обязанностями по столовой и уголке
природы, дети могут посещать пищеблок лишь в сопровождении взрослого; при этом
категорически запрещается перенос детьми горячей пищи, воды и прочих горячих
предметов.
6. Организация труда детей в специально оборудованных комнатах допускается под
руководством и в присутствии взрослого.
7. Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему опасность
инфицирования (уборка унитазов, сбор общего грязного белья, бытовых отходов и
пр.)
8. Нельзя привлекать детей к разведению костров, сжиганию сухих листьев и мусора.
II. Требования к оборудованию и материалам.
1. Столы, стулья, верстаки, прочая мебель и оборудование, которыми пользуются дети,
должны по своим размерам соответствовать их ростовым показателям.
2. В пользование детям даются исправные и безопасные к работе инструменты и
предметы сельскохозяйственного инвентаря с хорошо закреплёнными рукоятками. При этом ножницы должны быть с тупыми концами, молоток - с закреплённой ударной
частью, пила в распилочной коробке и т. д.
3. Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных
для взрослых. Нецелесообразно, педагогически не оправдано и опасно применение
инструментов, выпускаемых промышленностью, для игровой деятельности детей.
4. Все колющие и режущие инструменты должны храниться в закрытых местах и
использовать детьми лишь с ведома и под контролем воспитателя. Швейные иглы
хранятся в специальных шкатулках - игольницах; всегда с нитками, их количество
систематически проверяется воспитателем.
5. Отбирая для детских поделок природный, бросовый и прочий материал, воспитатель
всегда должен помнить о его безопасности, не брать острых суков, режущей травы,
ядовитых ягод, грибов и растений, твёрдой проволоки, битого стекла, спичек с
не удалённой серной головкой и т. д.
6. Из отходов промышленного производства в работе с детьми могут быть использованы
лишь те материалы и красители, которые по заключению гигиенистов не
представляют опасности для здоровья детей. Запрещается использовать стекловату,
стекловолокно, искусственные лаки и краски, эпоксидную смолу и органические
растворители (согласовано с Минздравом РФ).
7. Воспитатель должен тщательно продумывать целесообразность предлагаемой детям
работы, а также необходимость изготовления тех или иных поделок, не допускать
большого скопления детских работ, не нашедшего своего применения.
8. Всё оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и
рационально размещены, содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых
ёмкостях.
III. Требования к методике руководства трудовой деятельности детей в
детском саду.
1. Обучая детей различным навыкам и приёмам работы, владению инструментом,
воспитатель должен обеспечить чёткий и грамотный их показ.
2. Прежде чем объединять детей для выполнения групповых или коллективных работ,
воспитатель должен быть уверен в том, что каждый ребёнок в достаточной степени
овладел необходимыми навыками.
3. Во время работы с инструментами число детей, работающих одновременно, не должно
превышать 4-5 человек.
4. При организации трудовой деятельности, требующей значительной затраты сил
(перекопка земли, перенос песка, полив огорода и цветника, расчистка участка зимой
и т. д.), воспитатель должен внимательно следить за состоянием детей, не допуская
их переутомления, перегрева и переохлаждения. В случае проявления у ребёнка
учащённого дыхания, покраснения кожи лица, выступление пота и других признаков
утомления, воспитатель предлагает ему отдохнуть, а затем переключить на спокойную
деятельность.
5. Продолжительность трудового процесса необходимо чётко регламентировать,
особенно при выполнении однообразной, монотонной работы (прополка, сбор ягод,
протирание стульев, различные виды ручного труда): время, отводимое на неё, не
должно превышать З0 минут. При этом через каждые 7-10 минут необходимо
производить смену деятельности или устанавливать перерывы.
6. В жаркие солнечные дни труд детей в огороде и цветнике организуется в утренние
часы, до завтрака, и в часы вечерней прогулки.7. Воспитатель осуществляет постоянный контроль за сохранение правильной позы и
осанки детей в процессе работы.
8. Воспитатель приручает детей работать внимательно, не отвлекаясь и не размахивая
инструментами.
9. Все колющие и режущие инструменты воспитатель выдаёт и принимает от детей
строго по счёту.
10. Экскурсии, проводимые в целях ознакомления с трудом взрослых, должны быть
тщательно подготовлены воспитателем с учётом возрастных особенностей и
физических возможностей детей. Накануне экскурсии воспитатель уточняет
предварительно намеченный маршрут, посещает запланированный объект и
принимает необходимые меры к обеспечению безопасности детей, особенно при
наблюдении за работой различных механизмов и сельскохозяйственной техники.
Проводит беседу с детьми о правилах поведения во время экскурсии. Дети должны
сопровождаться не менее 2-х взрослых.
11.Воспитатель в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения в
процессе трудовой деятельности и систематически контролирует их выполнение.
IV. Правила поведения детей в процессе трудовой деятельности.
Воспитатель создаёт необходимые условия для трудовой деятельности детей,
осуществляет обучение их навыкам работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивает усвоение, и выполнение детьми правил поведения в
процессе труда. Дети должны знать и строго соблюдать следующие требования:
1. Выполнять порученную работу только на местах, отведённых для данного вида труда.
2. Прежде чем приступить к работе, следует надеть фартук и другую специальную
одежду, засучить рукава и вымыть руки, если это необходимо, подобрать волосы.
3. В соответствии с полученным заданием подготовить своё рабочее место: аккуратно,
удобно и красиво расположить нужные материалы и инструменты, убедиться в их
исправности.
4. В процессе труда постоянно поддерживать порядок на своём рабочем месте, не
допуская его захламления.
5. Использовать оборудование и инструменты только по их прямому назначению,
применяя правила и приёмы, показанные воспитателем. Инструменты, необходимые
для самостоятельной деятельности можно брать только с разрешением воспитателя.
6. Работать внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать
другим детям.
7. В процессе работ иглы класть только в игольницу, гвозди в ящик или коробку,
ножницы - на специальную подставку сомкнутыми концами от себя.
8. Отрезать нитки только ножницами, проволоку - кусачками, гвозди вытаскивать
клещами.
9. По окончании работы проверить состояние оборудования и инвентаря, очистить его,
уложить и убрать. Рабочее место привести в порядок с помощью веника, щётки-
смётки и влажной тряпки, не сдувая опилки, мусор ртом или не смахивать их руками.
Затем тщательно вымыть руки, снять и убрать рабочую одежду, причесаться,
поправит одежду.
10.В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадины, немедленно обращаться к
воспитателю.